
Сам Дмитрий был немного удивлен и награде и высокопарным поздравлениям. Он вовсе не считает свою работу чем-то особенно героическим. На «скорой» Дмитрий работает 10 лет – пришел туда сразу после окончания медицинского училища в подмосковном Серпухове:
– Не хотелось бы говорить громкие слова, что я «всю жизнь мечтал спасать людей». Когда поступал в медучилище, особенно и не задумывался. У человека всегда есть сомнения по поводу выбора профессии – как можно выбрать то, чем никогда не занимался? Так что у меня все получилось случайно. И мне кажется, что я угадал – попал именно туда, куда должен был попасть. Учиться мне очень нравилось, и работать я впоследствии пошел с удовольствием.
– Какую территорию обслуживает подстанция, на которой вы работаете?
– Подстанция наша находится на юге столицы. Конечно, в основном мы ездим по ближайшим микрорайонам, но иногда приходится и в соседние заезжать. И даже когда мы проезжаем мимо, например, автобусной остановки, где человеку стало плохо, мы помогаем. Сегодня работа «скорой» контролируется централизованно. Операторы центрального пункта принимают вызовы, а диспетчеры подстанций на экране монитора видят, где находится в данный момент каждая бригада, куда направляется, с какой
скоростью, даже какой заряд на батарейке навигатора... Они смотрят, у кого маршрут будет самым коротким до пациента – и передают вызов. Поэтому не приходится гонять машины из другого конца района.
– То есть, доезжать до пациента вы стали быстрее?
– Конечно, когда диспетчеры получили возможность видеть всю картину происходящего, работать нам стало гораздо проще, и приезжаем мы быстрее. К тому же в последний год у нас сильно обновился автопарк, нам закупили новые «кареты», даже «мерседесы».
– С кондиционерами?
– Сейчас кондиционеры есть практически во всех «скорых», даже в «Газелях». В общем, и нам работать удобно, и пациентам стало комфортнее. И навигаторы есть у каждой бригады. Это такие планшеты, которые имеют функции телефонов, принимают вызовы «смсками». С них можно звонить, связываться с подстанцией, диспетчерами, договариваться о госпитализации. К тому же в навигаторах полная информация о том, как ехать к месту вызова, можно посмотреть даже расположение дома.
– Процесс помещения больного в стационар тоже претерпел изменения?
– Совершенно верно. Раньше, когда бригада принимала больного, диспетчеры сами звонили в реанимацию. Сейчас если мы решаем, что пациенту требуется стационар, мы через навигатор передаем всю информацию о пациенте (диагноз, возраст, пол) в отдел госпитализации; диспетчер смотрит, какая ближайшая больница, сколько там койко- мест, где на данный момент посвободнее в приемном отделении. И нам предоставляют на выбор список из 2-3 больниц. Когда мы подтверждаем выбор, информация тут же передается в приемное отделение соответствующей больницы, где стоит компьютер, на котором видно, что к ним едет бригада «скорой» с таким-то пациентом и диагнозом. В общем, мы еще трубку не успели положить, а они уже все знают и готовятся.
– «Сердечников» вы везете в сосудистые центры?
– Я считаю сегодняшнюю организацию помощи людям с инфарктами и инсультами настоящим прорывом. Подобное есть далеко не в каждой европейской стране. Мы снимаем кардиограмму на дому. У каждой фельдшерской бригады есть специальный аппарат, который прямо из квартиры передает данные кардиограммы врачу-кардиологу. И врач принимает решение о необходимости проведения пациенту догоспитального тромболизиса. То есть, пациенту уже на дому начинают растворять тромб путем введения специальных препаратов. Они дорогостоящие, но Москва оплачивает такие расходы. И человек получает помощь в первые минуты, что очень важно, потому что при инфаркте счет идет на минуты. А далее пациента везут в сосудистый центр, где совершенно бесплатно проводят стентирование. И уже через неделю таких больных выписывают – как будто человек гриппом переболел.
– Сколько вызовов вы обслуживаете в день?
– Мы работаем в основном сутками. Днем вызовов больше, мы много ездим. Все, конечно, зависит от тяжести пациента, от того, требуется ли его доставлять в больницу. Иногда в сутки бывает по 17, а иногда по 20 вызовов. Не меньше 15 – уж точно. Чаще всего к нам, конечно, обращаются по поводу заболеваний сердечно-сосудистой системы, они сейчас «помолодели». Второе, что чаще всего видят бригады «скорой» – это травмы. Ну а далее идет все остальное. По нашему законодательству человек может обращаться по «03» в любой момент, когда считает нужным.
– Бывают ложные вызовы?
– Конечно, бывают, но мне кажется, сейчас люди стали более уважительно относиться к «скорой», доверие к нам выросло. В подъезде нам всегда двери открывают. Я говорю своим друзьям: такую работу иметь очень престижно. И мне приятно, когда знакомые, особенно, люди, старшие по возрасту, звонят мне, чтобы проконсультироваться, а я могу им чем-то помочь. И пациентам, и друзьям я всегда говорю, что если у человека есть хроническое заболевание, он должен свою болезнь знать лучше, чем врач. Сейчас можно найти любую информацию в книгах, Интернете. На форумах консультируют медики, по ТВ показывают программы о здоровье. Конечно, некоторые люди вызывают «скорую» без особых оснований, но их нельзя за это винить – по телефону диагноз по- ставить невозможно.
– Наверное, «незначительных» вызовов стало меньше после появления в городе «неотложки»?
– Мы рады, что в городе появилась система неотложной помощи. Но самое главное, что сейчас московское здравоохранение стало работать сплоченно, консолидированно. Вот раньше «скорые» были отдельно, больницы – отдельно, поликлиники – отдельно. Сейчас мы стали единым целым. Диспетчеры могут передать вызовы на «неотложку», в поликлинику. Мы можем оставить пациента под динамическое наблюдение. Допустим, он отказывается от госпитализации, а его состояние вызывает у нас опасения – и мы через два часа присылаем ему еще один наряд «скорой». Или можем послать к пациенту «неотложку», или отправить о нем сигнал в поликлинику.
– Пробки мешают вашей работе?
– От них никуда не деться – все современные города мира страдают от пробок. Но дороги улучшаются, и практически всегда автомобилисты пропускают «скорую».
– Какие вызовы вам особенно запомнились?
– За 10 лет работы меня уже сложно чем-то удивить, я многое видел и знаю, как действовать в той или иной ситуации. Нашими пациентами бывают и простые рабочие, и академики, и к каждому нужно находить подход, уметь общаться. Иногда ведь лечит просто слово. Мы всегда находим подход к пациентам – это наша каждодневная работа, и мы стараемся выполнять ее добросовестно.
Газета «Формула жизни».
array_merge(): Argument #1 must be of type array, null given